Байкал без пластика

Екатерина Терентьева: на Байкале рады ответственным туристам

Внутренний туризм динамично развивается на фоне пандемии, закрытии границ, а также благодаря государственным мерам поддержки. Жемчужина России – озеро Байкал - в эпицентре восходящего тренда. Однако его уникальная природа очень ранима и требует крайне бережного отношения. Руководитель проектов Фонда поддержки прикладных экологических разработок и исследований "Озеро Байкал" Екатерина Терентьева рассказала корреспонденту РИА Новости Олегу Никишенкову о том, как должен себя вести на Байкале ответственный турист.


— Екатерина, не могли бы вы описать масштаб туристического потока, какова динамика посещения Байкала в последние годы?

— Имеет смысл говорить о динамике посещения национальных парков на Байкале. А они как раз и есть те особо охраняемые природные территории (ООПТ), куда прибывает наибольшее количество туристов. И именно там разрешена рекреационная и хозяйственная деятельность. Могу привести цифры, предоставленные Забайкальским национальным парком, который находится со стороны Бурятии: в прошлом году его посетило около 50 тысяч человек. Для сравнения в 2019 – 44 тысячи. А на Ольхон, самое популярное место отдыха, в 2020 году приехало более 57 тысяч туристов. Таким образом, на фоне пандемии, закрытия границ и других факторов, влияющих на туристические предпочтения россиян, мы видим прирост байкальского туризма на уровне нескольких тысяч человек в год. Коллеги ожидают, что восходящий тренд в ближайшие годы продолжится. При этом надо понимать, что не менее половины туристов приезжает из соседних регионов. А вот поток иностранных посетителей из-за пандемии существенно сократился.


— Есть ли риски для природы в таком увеличении турпотока?

— Для всех ООПТ рост количества посетителей всегда является фактором риска, если они не готовы к организации потока. Ведь нужно быстро увеличивать количество КПП, расширять рекреационные зоны, строить новые стоянки для автомобилей и создавать зоны кемпингов, а также чаще ремонтировать дороги. Кстати, строительство и ремонт дорог внутри труднопроходимых национальных парков – одна из самых сложных и дорогостоящих задач. В силу разных факторов, от бюджета до климатических особенностей, далеко не всем природным паркам под силу с ней справиться в условиях резкого увеличения турпотока.

Читать далее